» »

Коробка вариатор, что это такое в современном автомобиле?

Что такое вариатор?
Коробка вариатор, что это такое в современном автомобиле?

Вариатор, не что иное, как бесступенчатая коробка передач, которая обеспечивает в определенном, заданном диапазоне планомерное изменение передаточного числа. «Коробка» имеет всемирно принятую аббревиатуру, как CVT, что в дословном переводе означает – постоянно меняющуюся передачу.

Главное преимущество по сравнению с другими типами «коробок» - это более эффективное использование мощностей двигателя, за счет наиболее оптимального «согласования» подающих нагрузок на автомобиль с количеством оборотов вала. Благодаря этому достигается высокая экономия топлива. Отсутствие рывков, планомерное переключение обеспечивает достаточный уровень комфорта.

На данный момент, есть существенные технические ограничения на использования вариаторов, поэтому встретить их можно только на легковых машинах. Но, возможно, в скором времени технический прогресс достигнет такого уровня, что технология позволит использовать данную «коробку» уже на грузовых авто.

Что такое вариатор?

Из всего разнообразия видов вариаторов, на нынешних машинах нашли применение только два типа – тороидный и клиноременный. Наибольшее распространение получил второй тип, первый вариатор такой схемы был установлен еще в 1959 году на автомобиль ДАФ. Его приемник, появился только в 1984 году спустя множество модернизаций и использовался концернами Форд и Фиат. На сегодня почти у всех известных автогигантов, имеется свой собственный тип вариаторных «коробок», которые к тому же имеют и собственное наименования. Самым известным вариатором тороидной группы, является КПП от компании Ниссан.

Устройство

Устройство вариатора

Для всех типов вариаторов предусмотрен общий тип агрегатов и элементов, включающий такие устройства:

  • 1. Механизм, который позволяет передавать крутящий момент и разъединять коробку от мотора («нейтраль»).
  • 2. Непосредственно сам вариатор.
  • 3. Устройство обеспечивающие движения задним ходом.
  • 4. Система управления (мозги).

Для передачи момента, а также разъединения «коробки» от двигателя задействованы такие механизмы:

  • 1. Автоматическое сцепление (центробежное).
  • 2. Электромагнитное сцепление с ЭБ.
  • 3. «Мокрое» сцепление.
  • 4. Гидротрансформатор.

На данный момент, среди всех производителей бесступенчатых коробок, наибольшее распространение получил именно гидротрансформатор.

Клиноременный вариатор

Клиноременной вариатор

Как правило, состоит из одной либо двух ременных передач. Он включает в себя сразу два шкива, соединенных клиновидным ремнем. Шкив образуется из двух конического типа дисков, которые могут, как раздвигаться, так и сдвигаться. Первые прототипы таких устройств имели резиновый ремень, который отличался низким сроком службы, порядка 50 000 км. На данный момент, большинство вариаторов оснащаются металлическим ремнем из гибкой стали. Передача вращение выполняется за счет силы трения, которая возникает между шкивами и поверхностью сбоку. Ремни такого типа обладают высокой прочностью. Как раз использование такого рода ремней и дало дорогу в широкое применение вариаторов в автомобилях.

Помимо металлических ремней, в некоторых типах вариаторов используют и металлические цепи. Такие «коробки» даже по другому называются, а именно клиноцепный вариатор. Конструкция такого типа, как цепь обеспечивает наибольшую гибкость, благодаря чему такого рода «коробка» имеет наименьшие потери при передаче момента, а также обладает высшим коэффициентом полезного действия.

Тип самой конструкции в принципе не позволяет использовать реверсивное движение. Поэтому для движения задним ходом и используются дополнительные механизмы. В качестве механизма применяется редуктор, принцип работы и само устройство подобно «автомату».

Для управления вариатором используют обычно ЭБ, который контролирует и следит за синхронным изменением диаметров шкивов, которые должны двигаться в такт работе мотора. Прямое управление производиться с помощью рычага КПП. Сами режимы очень похожи на автоматическую коробку. В вариаторе большинство производителей сейчас устанавливают систему выбора определенных фиксированных передач. Такая функция позволяет убрать чисто психологический фактор от постоянного вращения мотора при разгоне.

Еще раз хотелось бы уточнить, что сам принцип работы такого типа вариатора, зависит от согласованного движения шкивов и работы мотора. Диаметр шкивов меняется благодаря действиям специального привода. При возрастающих оборотах мотора, ведущий диск увеличивает диаметр, а ведомый, наоборот, уменьшается, тем самым и уменьшается передаточное число. После возрастающего разгона, вариатор поддерживает оптимальное количество оборотов, при которых обеспечивается наибольшая мощность и лучшая динамика.

Современный вариатор, что это такое?

Тороидный вариатор

Второй тип конструкции представлен в меньшей степени. Конструкция включает два соосных вала сферической поверхности, между которыми зажаты специальные ролики. Здесь изменение передаточного числа выполняется посредством изменения положения самих роликов. Изменение самой передачи крутящего момента происходит за счет трения рабочих поверхностей колес и роликов. В остальном тип работы идентичен, более того электронное управление, то есть «мозги» имеет единую систему работы, за исключением самого принципа конструкции.

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив